Опрос

Активных опросов пока нет. Можно посмотреть результаты предыдущих голосований.


23 декабря 2013 года

РОМИР: россияне тратят все меньше, а экономят все больше

Темпы роста розничных продаж в России резко снизились. В холдинге «Ромир» ситуацию называют беспрецедентной: впервые с начала 2008г. потребительская активность в России снижалась сразу два осенних месяца подряд. До сих пор устойчивое падение спроса встречалось только в летние месяцы или в самом начале года, после традиционного декабрьского пика.

В минувшем же ноябре покупательская активность снизилась на 1% по сравнению с октябрем и на 3% по сравнению с сентябрем этого же года. При этом, если еще в октябре сохранялся хотя бы символический прирост на 3% к аналогичному месяцу 2012г., то расходы ноября оказались уже на 1% меньше, чем в ноябре 2012г., а с учетом инфляции - на все 6,5-7%.

В последний раз настолько резкая негативная динамика наблюдалась летом 2010г., но тогда у нее нашлось природное объяснение - наложившаяся на обычное сезонное снижение температуры экстремальная жара в европейской части страны, указывает «Ромир». На этот раз, по оценке «Ромира», речь идет о новом среднесрочном тренде: снижении расходов россиян на продукты питания и росте - на непродовольственные товары.

Снижаются, в частности, продажи большинства видов алкоголя. Положительную динамику, по данным Росстата за десять месяцев, показали только коньяки и коньячные напитки (бренди, кальвадосы), чьи продажи выросли на 0,8%, до 9,8 млн дал. А вот водка и ликероводочные изделия продавались хуже всего: падение достигло 6,6%, - до 113,5 млн дал. Впрочем, основное влияние на продажи, по мнению участников рынка, оказало не снижение покупательской способности, а возобновившийся из-за повышения акциза на крепкий алкоголь рост нелегального рынка.

«Из-за нелегальной продукции снижение продаж алкоголя есть только на бумаге», - уверен председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. Еще хуже дела у пивоваров. «Слабую ситуацию в экономике» в числе негативных факторов влияния на продажи в третьем квартале называет и табачная Philip Morris - российские отгрузки компании за этот период снизились на 10,1%, до 23 млрд сигарет. Ощутили снижение спроса и в ресторанах, прежде всего сетевых. 

Спрос потребителей снижается также в одежном и обувном ритейле, подтверждают собеседники. В консалтинговой компании Esper Group основной причиной называют сокращение потребительского дохода.

«Более того, пик потребительских кредитов 2012г. создает теперь бремя для потребителей. Они не только меньше зарабатывают в реальном выражении с учетом роста цен на товары и услуги, ЖКХ и т.п., но и должны оплачивать кредиты. Это сокращает потребительские расходы, особенно на вторичные категории, такие как одежда и в меньшей степени обувь», - говорит представитель компании Дарья Ядерная.

В целом люди по-прежнему ходят в магазины, но при сохраняющемся трафике количество клиентов сократилось на 15-20%, число позиций в чеке - на 24%, а выручка в номинальном выражении в среднем выросла лишь на 3,6% (данные в среднем по 50 игрокам масс-маркета в 40 городах России за январь-ноябрь 2013г.).

Замедляется даже бурно растущий в последние годы рынок интернет-торговли. По данным исследования Российской ассоциации электронных коммуникаций и Высшей школы экономики, в 2012г. объем онлайн-ритейла достиг почти 285 млрд руб., что на 28% больше показателя 2011г. Но уже в 2013г. рост ожидается лишь на уровне 22%. Темпы роста замедляются в целом на розничном рынке - офлайн и онлайн, - считают в интернет-гипермаркете Ozon.

На протяжении всего 2013г., начиная с конца зимы, наблюдается падение спроса на бытовую технику и электронику (БТЭ) как на уровне компании, так и по всему рынку в целом, признается руководитель аналитического отдела «Эльдорадо» Елена Жукова.

Снижение спроса заметно не только на продажах товаров повседневного потребления. По итогам 2013г. продажи легковых и легких коммерческих автомобилей снизятся на 5,1%, оценивает Ассоциация европейского бизнеса.

Заметно снизившуюся потребительскую активность винят в неудачном летнем сезоне и туроператоры.

PrimMarketing 

По материалам AdIndex.ru, РОМИР, Коммерсант

Система Orphus

Знаешь больше? Сообщи!

Понравился материал?  
Регистрация
Забыли пароль?